ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ВВЕДЕНИЕ
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Деятельность педагогического коллектива школы № 38 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
I. Организация режима школьной жизни первоклассников.
II. Создание предметно-пространственной среды.
III. Организация оздоровительно-профилактической работы.
IV.Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
V. Организация внеучебной жизни первоклассников.
VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
VII. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе
I.ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.
Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что противоречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года.
1. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.
2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки.
3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: первые две недели проводится ежедневно только по три урока, в сентябре-октябре - по 3 урока по 35 минут каждый, 4 урок – в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-экскурсия, урок-театрализация и т.д.), а со второй четверти - 4 урока по 35 минут. Форму проведения четвертого урока отражать в классных журналах;
4. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности). Учебные предметы, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык, родной язык) проводятся первыми – вторыми уроками. Предусмотрен разгрузочный день – четверг, в расписании которого отсутствуют уроки математики, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки технологии, ИЗО, музыки, физкультуры;
5. Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го урока.
6. Ежедневный спортивный час в ГПД.
7. При планировании уроков учитывать следующее:
- увеличивать объем работы постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- менять виды деятельности в течение урока каждые 10 – 12 минут;
- проводить не менее двух физкультминуток в течение одного урока;
- организовать обучение без домашних заданий;
- исключить систему балльного (отметочного) оценивания, не допускать использование любой знаковой символики;
II. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
III.ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
• медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, неврологом);
• мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
• диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).
2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
• проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы(вт.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);
• витаминизация;
• профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);
• создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
• соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
• ежедневная физзарядка до занятий;
• согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;
• согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40минут;
• подвижные игры на переменах;
• ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня; внеклассные спортивные мероприятия;
• школьные спортивные кружки
4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
• назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе, за родительскую плату и бесплатное питание;
• создание бракеражной комиссии
• выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
• соблюдение основных принципов рационального питания:
соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);
сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;
восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания.
создание благоприятных условий для приема пищи (школа приобрела необходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вилки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом;
• организация дежурства детей в столовой, результаты которого отмечаются самими учащимися в
Экране, где оценивается поведение в столовой и чистота стола после завтрака;
• практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;
• двухразовое питание для первоклассников, посещающих гпд
• ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью проверки организации питания учащихся в школе (проверяют наличие документов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются мнениями учащихся).
5. Организация психологической помощи первоклассникам.
6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.
Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
Не только первоклассники, но и все учащиеся нашей школы занимаются в режиме безотметочного обучения, что способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
1. Вводный курс «Введение в школьную жизнь» (20 часов) позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.
Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.
Цели курса «Введение в школьную жизнь»:
• обеспечение психологической адаптации детей;
• знакомство с основными школьными правилами;
• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
• обучение элементарным приемам обратной связи;
• знакомство с системой школьного оценивания;
• развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
• организация классного коллектива.
Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.
Психологом и педагогами школы используются следующие методические пособия:
•· Гин СИ., Прокопенко И.Е. «Первые дни в школе». - М., 2004.
•· Т.А.Соловьева, Е.И.Рогалева «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде», М, 2008
•· С.И.Тукачева «Адаптационные занятия с первоклассниками», Волгоград, 2007
•· Р.М.Мухаметова « Психология. Занятия с детьми 1-2 классов» Волгоград, 2004
•· Д.А.Глазунов «Психология. Развивающие занятия.1 класс», М, 2008
•· З.В.Шашкова «Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления», М, 2007
•· &… Продолжение »